У неврастеничных людей — и собаки, может быть, и не плохие, но какие-то дергающиеся, в непрерывном возбуждении; у человека спокойного нрава — таким же будет и животное.
Это и понятно, ибо, помимо удивительной восприимчивости собаки, мы воспитываем ее «по образу и подобию своему», то есть сообразно личным вкусам и привычкам.
Стало быть, будьте построже к себе. И вообще — если вы хотите, чтобы животные любили вас, будьте всегда ровными в обращении с ними, не делайте резких, грубых движений, не позволяйте себе ничего лишнего. Тем крепче, теснее будет ваш контакт с собакой, тем лучше она послужит вам.
Обычно собаке начинает особенно «попадать» в переходный возраст от щенка к взрослой, когда она начинает «баловаться». Именно в эту пору начинающий любитель проходит своеобразное испытание на выдержку, некий рубикон, где решается — быть ли ему собаководом или, разуверившись в себе и в собаке, он бросит начатое.
Если бросит — жаль. Имейте терпение! Надоело возиться? Вы считаете, что у вас ничего не получается? Да ведь без трудностей не бывает ни одного дела. Проявите выдержку — и она сторицей окупится впоследствии.
Иногда продают собаку, продержав ее года два-три. Плоха, не нравится! Непослушная, нужен глаз да глаз. Собака плоха? Да это вы ее сделали плохой. И другую сделаете такой же, если во-время не пересмотрите свое отношение к ее воспитанию.
Прежде чем взять собаку, взвесь все свои возможности, реши твердо — держать, не держать. Взял, так уж держи.
Среди известной части людей существует мнение, что собаками и кошками занимаются те, у кого нет детей. Не верно. У нас много любителей, имеющих обширную семью, но и на животных у них хватает и времени, и любви. Собаководство — не для старых барынь.
Иногда договариваются до того, что противопоставляют детей собакам. Глупо! Что еще можно сказать об этом? Я считаю, как раз наоборот: там, где есть дети, полезно держать и собаку. Человек склонен к общению с природой; кошка, собака — это контакт с природой.
Нужно, чтобы дети общались с животными. Чем улица, — лучше собака. Собака — друг, и никак нельзя противопоставлять ее детям. Напротив, они должны быть вместе. Через собаку подросток лучше, ближе познает родную природу, через собаку он втягивается в коллектив. Занимаясь служебным собаководством, пионер вносит свою долю в укрепление обороноспособности страны, приобретает полезные знания и первые навыки военного дела.
Серьезное, я подчеркиваю, серьезное занятие собаководством тренирует волю, помогает становлению характера. А посмотрите, как хорошо играет собака с детьми! Только за это можно полюбить ее.
Ухаживая за животными, юный собаковод одновременно привыкает и быть требовательным к себе, приучается к регулярному труду, приобретая те качества, которые необходимы советскому гражданину.
Иногда родители жалуются: увлекся собакой — начал пренебрегать уроками. Исправить это очень легко. Стоит лишь решительно заявить: хочешь иметь собаку — учись хорошо. Не будешь учиться — пеняй на себя. Не беспокойтесь, повторять не придется.
Можно даже поставить цель. Лет до одиннадцати-двенадцати школьнику заниматься с крупной собакой рановато. А вот подрастешь, перейдешь успешно в шестой класс, — купим щенка.
А сколько наших пионеров сознательно выращивают собак, чтобы подарить Родине для Советской Армии, пограничной службы. Ведь дарят друга. Такой человек в будущем способен и на большее.
Советский пионер, школьник должен бороться с жестокостью, не мучить животных сам и другим не давать. Многое в этом отношении зависит от родителей, взрослых.