В лечебницах существовали особые фонтаны для снабжения этих пациентов чистой проточной питьевой водой. И даже особые столбы, обвязанные соломенными жгутами, для удобства исполнения непременного собачьего ритуала.
Но в то же время, как и в древности, в средние века собака у многих народов вызывала и всякого рода суеверные чувства. Скажем, немцы полагали, будто собака состоит в сношениях с чертом и прочей нечистью. Прежде всего это касалось особей черной масти. Черная собака и дьявол в мышлении средневекового человека объединялись в зловещем единстве. И черный пес представал для них внешней оболочкой дьявола.
Абрахам Хондиус. «Охота на кабана». Вторая половина XII века. Галерея Палатина. Флоренция.
Фрагмент монгольской миниатюры около 1720 года «Пришедшие к святым женщины выходят из воловьей упряжки». Музей Виктории и Альберта. Лондон.
В легендах старой Англии черная собака всегда воплощала злое начало, появление ее предвещало всякого рода несчастья, болезни, смерть. В Уэльсе, например, все были твердо убеждены: если вблизи дома, где умирает человек, появляется черная собака, значит, душа покойника на том свете будет вечно страдать и мучиться.
Местные жители — пастухи Высоких Татр до сих пор предпочитают собак белого окраса. Они считают, что черные собаки способны причинить скоту любые неприятности. Однако при этом горцы — вопреки всякой логике — полагают, будто заболевшую скотину можно излечить с помощью черной собаки, причем довольно просто: достаточно в миску с водой положить горящие угли, а затем облить этой водой черного пса, и все болезни скотины тут же перейдут на собаку…
«Императорская охота». Деталь китайского книжного свитка около 1700 года. Охотничий музей. Мюнхен.
Даже в средневековом Китае, где в принципе считали, будто собака в состоянии отпугивать злых духов и прочую нечисть, к собакам черной масти относились с предубеждением. Бытовало мнение, будто черно-мастные псы могут накликать на хозяев беду.
(Впрочем, в совсем еще недавние времена, каких-нибудь сто-двести лет назад, повсеместно было широко распространено убеждение: собаки якобы способны общаться со всякого рода духами, представителями потусторонних сил и загробного мира.)
Случалось, собаки — в первую очередь, конечно, черные — на процессах «ведьм» приговаривались к казни через повешение…
«Широкую популярность йоги ловко используют различного рода дельцы и шарлатаны. Лучше всего устроился, пожалуй, токийский «гуру» Шигенори Масуда. Он создал школу йоги для… кошек и собак. Около двухсот человек, преимущественно женщины, регулярно приводят своих питомцев на занятия, которые продолжаются около часа. Стоимость одного сеанса — 10 долларов. Масуда утверждает, что йога может избавить животных от нервных болезней, лени, ожирения и других недугов».
Подозрения и убеждения средневековых мудрецов в отношении дьявольских связей собак нисколько не мешали людям в ту эпоху использовать собачью кожу для изготовления дамских сумочек, перчаток, обуви.
«Охота на кабана» (фрагмент).
В средние века широкое распространение (по инициативе людей, конечно) получили бои собак с быками, вепрями, лошадьми и друг с другом.