«Прыгай!» — сказал он. Собака прыгнула, однако расселина оказалась слишком широкой, лишь передними лапами удалось ей уцепиться за край обрыва. Собака залаяла, пытаясь вскарабкаться вверх. Человек подошел, схватил ее за шиворот, вытащил из пропасти и поставил рядом с собой. «Отныне ты навсегда станешь моим спутником!» — сказал он собаке.
У разных народов мира существуют различные предположения, объясняющие причины неразрывного единства человека и собаки.
На Мадагаскаре мне рассказали в этой связи такую легенду.
«Посадил как-то старый Рангахи тыквы на маленьком островке посреди кишащей крокодилами реки. Никто до него не бывал еще на этом островке, никто не осмеливался даже войти в реку. У Рангахи же был фаниди — талисман от крокодилов, поэтому он их не боялся.
И вот однажды утром отправился Рангахи полоть свои тыквы. Только влез он в воду, как Крокодил сцапал его и потащил на дно. Голодный был Крокодил, талисман на него не подействовал.
Случайно пробегала мимо Собака. Увидела она, как схватил Крокодил Человека. Решила Собака обмануть Крокодила и говорит ему:
— Эй, приятель! Возьми меня в компанию, очень уж есть хочется!
— Ну что ж, — отвечает Крокодил, — плыви сюда, съедим добычу вместе!
На это Собака ему отвечает:
— Спасибо, дружище! Только плавать-то я не умею, тащи лучше добычу сюда!
Согласился Крокодил, но предупредил Собаку:
— Смотри, — говорит, — чтобы не сбежал человек-то!
— Что ты! — отвечает Собака. — Где же это видано, чтобы еда изо рта убегала!
Вытащил Крокодил Рангахи на сушу, отдал Собаке, а та тотчас же отпустила Человека.
— Возвращайся, — говорит ему Собака, — живой да здоровый к жене своей, к деткам!
С тех пор и полюбил Человек Собаку».
Характерно то общее, что объединяет оба варианта — австралийский и мадагаскарский: признание изначальной и бескорыстной любви собаки к человеку.
«Великое благо — верить. И любить. Собака без такой веры — уже не собака, а вольный волк или (что хуже) бродячий пес. Из этих двух возможностей выбирает каждая собака, если она перестала верить хозяину и ушла от него или если ее выгнали. Но горе той собаке, которая потеряет любимого друга — человека, будет его искать, ждать. Она тогда уже не сможет быть ни вольным волком, ни обыкновенным бродячим псом, а останется той же собакой, преданной и верной потерянному другу, но одинокой до конца жизни».
Г.Н. ТРОЕПОЛЬСКИЙ. «Белый Бим Черное Ухо»
…Говорят, в собаке человек нашел друга. Я бы сказал иначе: в собаке человек сотворил себе друга.
На службе фараонов
Древнеегипетские фрески, каменные барельефы, слоновая кость запечатлели охотничьих гладкошерстных собак типа легавых, а также мощных сторожевых псов типа мастифов. Были у египтян собаки с висячими и стоячими ушами, с однотонным окрасом и пятнистые, напоминающие современных далматских собак.
Это настолько редкая собака, что мне не удалось сфотографировать ее ни в нашей стране, ни в целом ряде стран Европы, которые довелось посетить.
Пришлось взять ее изображение на почтовой марке африканской страны Мозамбик.