Доказательство сего процесса для них очевидно: ведь именно поэтому происходят периодические лунные затмения…
Сцена охоты на древнеримском горельефе. Римские бани. Потсдам.
Собаке поручались не только души людей. И поныне в некоторых странах мира тело усопшего иногда предается не земле или огню, а «попечению» клыков собак либо хищных зверей. Напрасно было бы упрекать при этом организаторов подобных похорон в дикости: вероятно, по их верованиям, именно желудок животного — лучшее вместилище души дорогого покойника…
Одним словом, у большинства народов древности собака была в большом почете.
В боевых порядках легионов
Отношение к собаке в еще не открытой Америке в прошлом удивительно соответствовало установкам многих обитателей Старого Света. Ацтеки, например, своих собачек однозначно считали священными животными. С их помощью, полагали подданные Монтесумы и прочих ацтекских тоталитарных правителей, душа человека может спастись после его смерти. Ибо именно собаки предназначены помочь душе человеческой найти верный путь в потусторонний мир. Поэтому последний взор, умирающий ацтек обязательно обращал на свою собаку, бесспорно видя в ее преданных глазах готовность исполнить любое желание хозяина…
Собака занимала высокий ранг и в обществе древних персов. Их бог — пес Ахура Мазда — весьма гордился тем, что он «самоодет, самообут, бдителен, острозуб, рожден охранять людское добро».
Находили древние персы разнообразное применение своим псам и в повседневной жизни. Так, они использовали собак в боевых порядках своих войск. Известно, например, что древнеперсидский царь Камбиз при завоевании Египта в 525 году до нашей эры широко применял при атаках противника своры мощных боевых мастифов, вес которых достигал почти центнера.
Этот обычай — явное заимствование: халдеи еще в IX веке до нашей эры при вторжении в Южную Месопотамию обучали собак боевому искусству, надевали на них тяжелые металлические ошейники с острыми кривыми ножами. Впоследствии использование боевых псов имело место и в Древнем Риме.
Около двух тысяч лет назад договидные собаки вместе с азиатскими овцами в качестве военных трофеев были завезены в Грецию, где широко распространились. По преданию, эти собаки были подарены Александру Македонскому в Индии и происходят от тибетских догов, высокоценимых в то время в Месопотамии. В Римскую империю они проникли из Греции под названием «эпирских» собак или молоссов, и из Восточной Европы — из сарматского племени аланов под названием «аланской» собаки. Своры обученных боевых молоссов придавались римским легионам. В войнах рабовладельческого периода собаки в бою составляли первую шеренгу, во второй шли рабы, а в третьей — воины.
Молоссы, прославленные поэтами Древнего Рима, отличались такой силой и свирепостью, что могли вступать в поединок со львами или медведями. На потеху римлянам они использовались для бесчеловечного представления на аренах цирка в боях с гладиаторами и дикими зверями.
«Спустите боевых псов!» — кричал Марк Антоний над телом убитого Юлия Цезаря.
Молоссы дали начало целому ряду крупных и сильных пород: догов, сенбернаров, ньюфаундлендов, ротвейлеров, аланов, кувасов, пиренейских овчарок, бульдогов и других.
Месопотамская боевая собака (ассирийский барельеф).
Впрочем, главной сферой применения собачьих талантов и в Древней Греции, и в Древнем Риме была охота, охрана дома и имущества, игры с чадами и домочадцами.