Основные реакции, с ним связанные, — это безусловные, или врожденные, рефлексы. Их множество, они отличаются простотой и неизменностью — безусловный рефлекс угасить нельзя.
Убедительный тому пример — безуспешные попытки приспособить некоторые особенности поведения животного к своим потребностям. Допустим, вам удобнее, чтобы щенок освобождал кишечник перед кормлением. Но на какие бы ухищрения вы не шли (за исключением разве что применения определенных лекарств), малыш все равно будет сначала питаться, а уже потом избавляться от отходов. Придется отказаться от невыполнимых требований и выносить щенка на травку после еды.
Нельзя путать безусловный рефлекс с инстинктом. Инстинкт — гораздо более сложное явление, представляющее разворачивающуюся в ходе жизни генетическую программу. Именно из-за сложности вычленения такой программы у высших позвоночных, к которым относится любимая вами собака, термин «инстинкт» в современной поведенческой литературе практически не встречается.
Следующий основополагающий компонент поведения — это обучение, то есть совокупность всей условно-рефлекторной деятельности организма. Условный рефлекс принципиально отличается от безусловного. Условные рефлексы вырабатываются, закрепляются и угашаются, они достаточно индивидуальны и их формирование напрямую зависит от жизненного опыта. Некоторые условные рефлексы могут быть очень сложными, взаимосвязанными с другими условными рефлексами. Формируются они на основании безусловных, и в ряде случаев их трудно разграничить — для этого необходимы специальные исследования. Например, половые реакции долгое время считались сложным комплексом безусловных рефлексов, и лишь относительно недавно было показано, что социальные животные половому поведению обучаются, т. е. обязательной составляющей такого поведения являются условные рефлексы.
Этот компонент крайне важен для формирования желательного поведения. Следует помнить, что помимо условных рефлексов, которые пытается выработать дрессировщик, в ходе жизни собаки образуется много других рефлекторных связей. Именно поэтому не допустим механический подход к дрессировке. Собака — не машина, которую можно включить, должным образом запрограммировать и выключить до следующего употребления. Пока вы пытаетесь ввести свою программу, окружающий мир вносит в нее поправки, а то и помехи. В результате может получиться совсем не то, что ожидалось.
Не менее важен последний компонент поведения —
элементарная рассудочная деятельность(ЭРД). Многие люди до сих пор считают, что природа только их наградила разумом, прочие же животные начисто лишены способности думать. Ошибочность подобной точки зрения была блестяще доказана одним из крупнейших ученых в области высшей нервной деятельности Л. В. Крушинским. Он показал, что существует такая форма нервной деятельности, которая отличается от любых форм обучения. Эта форма поведения, безусловно, является адаптивной, т. е. приспособительной, и осуществляется только в условиях первой встречи организма с необычной, новой для него ситуацией.
Именно тогда, когда решить жизненно важную задачу, опираясь на предшествующий опыт, невозможно, животное делает это с помощью ЭРД.