И новая тюркская цивилизация, и древняя иранская (таджикский язык является, собственно говоря, персидским) одинаково хорошо относились к собаке как к таковой.
Но все изменилось к 651 году, когда Средняя Азия была завоевана арабами. Арабы исповедовали и исповедуют ислам, и собака из священного животного превратилась в животное «нечистое». Именно здесь следует искать корни практики уничтожения собак, укусивших человека. Естественно, эта практика не могла пройти бесследно для породы волкодавов Азии, в новое время получивших название «среднеазиатских овчарок».
В это же время так называемые турки-сельджуки завезли этих собак в Османскую империю, и теперь мы знаем их как «анатолийского карабаша».
Иранские же кочевники, больше известные Западной Европе под именем аланов, были их предками.
Где-то в XII в. появляется название туркмен, как раз накануне монгольского нашествия.
Здесь будет уместно вспомнить уже практически исчезнувшую породу собак — ближайшего родственника среднеазиатской овчарки — монгольскую овчарку.
Вот что пишут о ней В. Калинин, Т. Иванова и Л. Морозова в книге «Отечественные породы служебных собак азиатского происхождения» (М.: Патриот, 1992): «… Самым близким их потомком является современная монгольская овчарка. Еще совсем недавно она кроме Монголии была широко распространена в Читинской области, Агинском Бурятском автономном округе, Бурятской АССР, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Иркутской области, доходя по югу Сибири до восточного Казахстана. Вероятно, большие количества собак этой породы имеются в Монгольской Народной Республике. Везде она используется населением как пастушья и сторожевая собака».
Еще в 1932 году во втором номере журнала «Собаководство» была опубликована статья Мальгинова о монгольской овчарке. Он пишет: «О происхождении монгольской овчарки материалов мало. Недавно мне попалось коротенькое описание тибетского дога, экстерьерные данные которого совпадают с экстерьером монгольской овчарки, хотя последняя меньше ростом и с более легким телосложением.